На федеральном интернет-портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа «Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=125926.
Созданный в рамках так называемой регуляторной гильотины, приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2027 г. Документ отменяет ранее принятые приказы Минстроя РФ: от 17 ноября 2017 г. № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» и от 6 июня 2016 г. № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Проект приказа открыт для общественного обсуждения до 11 апреля 2022 года.
Экспертное сообщество на протяжении нескольких месяцев активно обсуждало предлагаемые министерством изменения ранее принятых нормативных документов, которые являлись краеугольным камнем политики энергосбережения при проектировании, строительстве и эксплуатации многоквартирных домов (МКД). К сожалению, разработчики проекта отставили без внимания внесенные специалистами основные предложения в концепцию новых документов, а именно: обязательное определение класса энергетической эффективности МКД не по проектным, а по инструментально-расчетным параметрам, учет затрат на горячее водоснабжение при расчете расхода тепловой энергии и многие другие.
По мнению научного руководителя ОАО «Инсолар-Инвест» д.т.н. Григория Васильева, предложенный Минстроем РФ новый порядок присвоения класса энергетической эффективности вводимым в эксплуатацию МКД по проектным значениям удельного энергопотребления и ликвидация контроля фактически достигнутых при строительстве показателей энергоэффективности МКД при вводе его в эксплуатацию приведет к полной профанации самой идеи повышения энергоэффективности многоквартирных домов. Классы энергетической эффективности будут присваиваться только на бумаге и не будут никак контролироваться. При этом возрастет расхождение между значениями проектного и фактического энергопотребления МКД, а, соответственно, и платежи населения за энергоресурсы.
Ошибкой является исключение из обязательных показателей энергоэффективности расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение и фактический «перенос» всей нагрузки по выполнению требований по энергосбережению на отопление и вентиляцию. В итоге требования по снижению энергопотребления МКД будут выполняться только за счет увеличения теплозащиты ограждающих конструкций. Также ошибочным является использование для определения класса энергоэффективности МКД понятия «удельная тепловая характеристика», которая имеет размерность не расхода тепловой энергии, а тепловой нагрузки, что противоречит требованиям Федерального закона «Об энергосбережении…» № 261-ФЗ. Определение вводимой «удельной тепловой характеристики» крайне запутано, юридически значимое методическое обеспечение отсутствует, а для эксплуатируемых МКД ее определить практически невозможно.
Приказ в предлагаемой редакции утверждать нельзя! Принятие этого Приказа приведет к полной дезориентации и дискредитации государственной политики РФ в области энергосбережения.
Приказ Минстроя РФ ставит под вопрос достижение энергосбережения и повышение энергоэффективности в строительстве
7 апреля 2022