6 августа 2020 г. под руководством председателя секции, доктора технических наук Г. П. Васильева состоялось внеочередное онлайн-заседание секции «Энергоэффективное строительство» Объединенного Научно-технического Совета по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы.
Участники рассмотрели ряд вопросов в связи с проектом Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Подготовленным Минстроем РФ документ вводит новые правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Введенные ранее требования энергоэффективности и правила определения класса энергоэффективности МКД (Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18) утратят силу с 1 января 2021 года. Как следует из пояснительной записки к проекту, новые требования содержат «оптимизированный состав правил определения класса энергоэффективности». Основанием для оптимизации послужил анализ правоприменительной практики. Министерство предлагает исключить затраты на исследования фактического потребления тепловой и электрической энергии в МКД, что, по мнению авторов проекта, должно привести к сокращению стоимости строительства на 10-15%, эксплуатационных расходов – на 20-30%.
Участники внеочередного заседания уверены, что эффект от отмены Постановления Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 будет противоположным. По мнению Г. П. Васильева, замена инструментального контроля и измерений фактического энергопотребления на проектные данные при установлении класса энергоэффективности зданий ведет к профанации политики энергосбережения. Кроме того, отмена постановления создаст барьеры для реализации национального проекта «Жилье и городская среда»: отсутствие контроля означает неизбежное увеличение тепловой нагрузки здания, следовательно, проектное определение энергоэффективности не только не сократит расходы на строительство, а, наоборот, увеличит стоимость технологического присоединения и энергозатраты, что может негативно сказаться на социальной напряженности населения.
Члены секции отметили также, что отмена постановления означает изменения в Федеральном законе № 261-ФЗ в части энергетической эффективности многоквартирных домов, в приказах Минстроя России № 399/пр от 06.06.2016 и № 1550/пр от 17.11.2017. Непонятно также, каким образом теперь будут выстроены конкретные цели по поэтапному снижению энергозатрат в ЖКХ. Эксперты считают, что переход на оценку энергетической эффективности по проектным данным исключает приборный учет ресурсов и означает в итоге возвращение к нормативам двадцатилетней давности. Под нож пойдет все наработанное за столько лет: нормативная документация, инновационные решения, построенные заводы по выпуску энергоэффективных материалов и оборудования, уверяют специалисты. Только-только сформировавшаяся отрасль будет отброшена на несколько лет назад.
Собравшиеся договорились о совместном поиске мер по противодействию пересмотру и отмене нормативных правовых актов в сфере обеспечения энергоэффективности, строительства и ЖКХ - так называемой регуляторной гильотине. В частности, предложено заменить п. 6 ст. 11 закона № 261-ФЗ, запрещающий ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, не соответствующих требованиям энергоэффективности, на 5-летнюю финансовую ответственность застройщика перед собственниками квартир за превышение энергопотребления над проектными значениями.
Ранее согласовать проект постановления отказалось Минэнерго РФ, которое ссылается на отсутствие должных обоснований предлагаемых изменений, а также на противоречие инициативы Минстроя целям и задачам государственной политики в области повышения энергетической эффективности.